Ost-com
Каталог

Монитор Zalman ZM-M215W - проводник в объемистый мир

02 июля 2010, http://people.overclockers.ru/irkutsk/record5
Обзор и видео, Константин Иванов

Вместо предисловия

77 лет назад, 21 июня 1833 года Чарльз Уэтстон на собрании Королевского общества в Лондоне читал лекцию об исследованиях в области стереоскопии. Знал бы уважаемый ученый, что записи и черновики его трудов положат начало теоретическому, а потом и практическому изучению, в итоге чего мир увидит изящные законченные решения, которые перевернут представление о реальности вне реальности. Вот радости-то было бы у старика. Надеюсь, он смотрит на нас сейчас с небес и радуется тем ощущениям, которые испытываем мы.

Вступление

Объекты в играх трехмерные? Да, с эпохи Quake - трехмерные! Но почему у пользователя дикий восторг, когда он оказывается в очках в мире Avatar? Ему кажется, что он ходит внутри игры, а все окружающие растения, персонажи, техника будто специально поворачиваются, меняют ракурс, чтобы показать - смотри какие мы объемные!! Большинство, кто начинает играть в 3D рано или поздно играют снова и снова, перепроходят старые игры и т.п.

Оле-оле или 4D лихорадка

После обретения высоких разрешений фильмам и играм предстоит новый качественный этап - 3D или стереоскопия. Почему 3D? Фильмы изначально только двухмерны. А вот термин "3D игры" появился вроде как очень давно, еще со времен того самого "Квейка" и до появления первых 3D акселераторов. Так что иногда 3D называют 4D.

На проходящем в ЮАР Чемпионате мира по футболу транслировались и транслируются 25 из 64 матчей в формате 3D. А все благодаря съемке, проводимой с помощью камер с двумя объективами, разнесенными друг от друга на определенном расстоянии. Американский спортивный телеканал ESPN возможность даром не теряет, демонстрируя 3D-рекламу в перерывах.

Россия, Москва не остается в стороне, в киноцентре "Каро Фильм Октябрь" была трансляция финала Лиги Чемпионов в 3D и, судя по откликам, зрители остались очень довольны. Чего стоит такой комментарий "ну следующим шагом станет разве что установка камеры на непосредственно мяч". И надо отметить наша страна стала 7-ой в мире, где осуществляется вещание подобного качества и есть все необходимые средства (огромный экран и сопутствующая техника) для его воспроизводства.

Между тем НТВ-Плюс объявляет о возможности 3D вещания и, естественно, постепенно, не быстро, 3D войдет в каждый дом, так как картинка не просто новая и улучшенная. Совершенно другое измерение, причем вряд ли вам знакомое. Так как, даже просмотр "Аватара" в 3D в кинотеатре - это еще цветочки. А ягодки начинаются когда вы сами, надев очки входите в игру, когда вы двигаете своим героем и вертите вокруг него объемистый мир.

James Cameron's Avatar: The Game

Если очень захотеть сейчас, то путь к 3D долгим не будет. Через DVI/VGA подключаем монитор Zalman к системнику. Включаем ПК, инсталлируем названную выше игру. Запускаем, в опциях ставим галочку напротив "включить 3D), выбираем "чересстрочное изображение".

Монитор 3D

Ну а далее можно погружаться в игру, причем желательно сразу на "сохраненке" где-то в лесах Пандоры.

Заметим, что никаких драйверов не нужно. Смотришь на игру: двоение, кашица. Стоит надеть очки и, словно по мановению волшебной палочки, картинка не просто собирается в единое целое, она подается под иным углом, сразу вспоминаешь голографические открытки и картины с павильонов ВДНХ, только на этот раз не жёлтые и зеленые цвета, а полноцвет, не маленькая картинка, а Full HD, не один ракурс, а просто целая жизнь Но даже не это главное - листья выглядят как в лесу на прогулке, ты видишь их с разных сторон как они свисают какие ветви и ветки их держат, ну просто фантастика. Забываешь на время об игре, просто открыв рот ходишь и любуешься. Кроны деревьев не просто объемные балки - они живые неравномерные, красивые.

Неодушевленные трубы теперь как трубки, которые словно держишь в руке и вертишь. Байк-мобиль смотрится совсем иначе: как такая большая настоящая игрушка, стоящая словно у тебя в комнате тут рядом. Любуешься ею и словно дотрагиваешься. Встречаемые персонажи теперь не просто получили объемные плечи, усиленную мускулатуру. Когда они ходят, они словно вышагивают из монитора и идут на тебя. Остается только воскликнуть "Вау!" Всеми врагами теперь перед тем, как их уничтожить, любуешься со всем сторон. За это за все спасибо разработчикам игры. У James Cameron's Avatar: The Game нативная 3D поддержка.

Необъявленная война

С "Аватаром" повезло. Но все другие игры требуют "драйверной" помощи. Изначально официальной софт-поддержкой считались драйвера от NVIDIA - "GeForce_Zalman_Stereoscopic_3D_driver", но сейчас можно сказать определенно, что зеленый гигант практически отказался от этой затеи, последняя версия драйверов была выпущена в конце прошлого года, т.е. прошло уже полгода, вышли новые видеокарты от NVIDIA, а воз и нынче там. Кроме того, даже старый драйвер несовместим с новым монитором Zalman, который мы сегодня рассмотрим. Все надежды на компанию iZ3D и ее драйвер, о чем мы погорим чуть позже.

Понять, почему NVIDIA сначала поддерживала Zalman, а потом в отношениях наступил холод, нетрудно. "Зеленые" продвигают свою концепцию 3D Vision и главное стремление тут - продавать комплект из приёмника и очков за $200. Такой набор подойдет к 3D-мониторам от Acer, Alienware, Dell, LG, ViewSonic, Samsung с развёрткой экрана 120 Гц и логотипом "3D Ready".

Взамен вышеобозначенной платы производитель получает еще и стереоскопическую поддержку в каждом новом драйвере, что значит широчайший обхват игр, включая самые новые. Давайте рассмотрим различие двух подходов

Таким образом, что мы видим. У NVIDIA только один серьезный козырь, хотя и мощный - широчайшая поддержка игр. На стороне у Zalman множество козырей рангом поменьше. Ниже отметим три главные из них. Что касается меньшего угла обзора - я не испытывал какого-то дискомфорта от использования монитора Zalman. При смене угла картинки если как-то и меняются, то незаметно, нет того, чтобы экран картинки менялась в яркости, цвете и т.п. При игре можно вертеть головой, наклоняться, и так как этот процесс короткий (повернул голову и сразу вернулся), восприятие картинки нормальное.

Поддержка видеокарт ATI
Сейчас акселераторы от Radeon как никогда популярны. Поэтому владельцы Radeon HD 5870 /5970 (а именно их рекомендуется использовать для 3D режима) могут просто купить монитор от Zalman, чтобы приобщиться к новой технологии.

Низкая цена вхождения
Вариант от NVIDIA на $120 дороже. Кроме того, если вы захотите с кем-то еще посидеть за игрой, то дополнительные очки обойдутся в $150. NVIDIA снимает сливки. Важно отметить, что за рубежом разница в стоимости между решениями от Zalman и NVIDIA ещё большая. Просто в России большой таможенный сбор на продукцию от южно-корейской компании.

Совместимость с Windows XP
Осталось немало игроков, что пользуются Windows XP по разным причинам. Думаю они порадуются возможности работать с iZ3D в этой системе.

Zalman ZM-M215W - боевик сезона

Технические характеристики

  • Диагональ матрицы - 21,5" (16:9)
  • Размер экрана: 47,6 х. 26,8 мм
  • Диагональ: 55 см
  • Максимальное разрешение - 1920х1080 (Full HD)
  • Размер пикселя: 0.248 мм
  • Тип матрицы - TN, глянец
  • Количество цветов: 16,7 млн.
  • Интерфейсы - VGA, DVI
  • Время отклика - 5 мс
  • Контрастность - 1000:1, 10000:1 (динамическая)
  • Яркость - 300 кд/м2
  • Углы обзора - 170°/160° (по вертикали и горизонтали)
  • Углы обзора в 3D - 90°/ 12°(по вертикали и горизонтали)
  • Встроенные колонки: 2х2 Ватт
  • Поддержка крепления VESA: да
  • Габариты (без ножки): 531x382 мм
  • Вес: 4 кг
  • Комплект: набор стереоочков, DVI-кабель, VGA-кабель, 2 DVD с ПО, инструкция

Можно сказать, что перед нами обычный современный 22-дюймовый TN-монитор. Ну разве что в наличии Full HD разрешение, стильный дизайн и цена на 5000 рублей дороже аналога от, допустим, Samsung SyncMaster T220P.

И вот в эту разницу включена 3D-составляющая. Но сначала пара слов о 2D-воплощении, ведь многих интересует, насколько хорош Zalman ZM-M215W в простом режиме. Битых пикселей нет. Белый цвет на нём действительно белый, так что работать с текстами комфортно. Размер зерна не кажется маленьким, т.к. при желании все окна можно масштабировать. Цветопередача, контрастность на уровне современных TN-матриц. Скорость реакции высокая, никаких смазов не замечено.

Zalman 3D монитор

Встроенные колонки, нестандартно выведенные на заднюю часть корпуса, по качеству звучания как ноутбучные, так что сильно на них полагаться не стоит (читай - использовать нормальные колонки). Также я бы задумался о крутой всенаправленной подставке VESA, т.е. штатная подставка хоть и красива, но малоэргономична. Монитор можно отклонить назад (примерно на 15 градусов), и немного вперёд (градусов на 5). Подъем/опускание по высоте не предусмотрены.

Матрица - глянцевая. Поэтому размещать монитор в комнате желательно так, чтобы на матрицу не падал свет и не было перед ней каких-либо светящихся предметам. Я бы не стал присоединяться к людям, рассказывающим страшилки про зеркальные матрицы. У меня не было какого-либо дискомфорта с этим связанного. А вот то, что глянец смягчает картинку, убирает ее сухость, расширяет диапазон цветопередачи - это правда.

Управление монитором осуществляется с помощью кнопок, расположенных сбоку. Естественно, только в режиме подключения через VGA. В DVI режиме, впрочем, можно поуправлять громкостью. Честно говоря, какие-либо настройки не понадобились: заводские итак устраивают, разве что на первом этапе можно немного понизить яркость.

Если вы впервые перешли с распространенных 17/19" с их стандартом 1280x1024 на 22" с 1920х1080, то вас ждет немало приятных сюрпризов. Ну, во-первых, заботливо скаченные/скопированные у друзей HD и Full HD фильмы, наконец, обретут родные "рамки" и предстанут в виде развернутого полотна. Игры раскроют максимум деталей, все, что заботливо приготовили разработчики. Кстати, эффект погружения не только от 3D, но и за счет Full HD широкоформатного экрана. Что касается офисных приложений, то вы скоро заметите, как удобно работать с двумя полностью раскрытыми окнами, тем более в Windows 7 все этому способствует.

Итак, слева окно для программ общения, справа - работа (или наоборот). И не нужно два монитора. У Zalman есть 24" версия, и, если рабочий стол позволяет, лучше приобрести ее, но если хочется и Full HD и компактности, то лучше, конечно, Zalman ZM-M215W. Кстати, среди "3D Ready" мониторов NVIDIA на данный момент нет модели, сочетающей в себе и Full HD разрешение и 22" по диагонали, так что тут корейская компания постаралась сделать что-то особенное своим покупателям.

Технология 3D в реализации Zalman

3D картинку монитор Zalman формирует, разделяя изображение построчно. Условно говоря, левый глаз видит четные строки, а правый - нечетные. Очки имеют поляризационные фильтры, поэтому каждый глаз воспринимает только свое изображение. Мозг человека анализирует обе картинки и сливает в одну, получается небольшой сдвиг, который делает предметы объемнее.

Zalman 3D

Мы можем не просто посмотреть на куб и его грани - мы можем посмотреть на его грани с другого ракурса, как будто мы этот кубик повернули. Когда надеваешь очки, немного снижается яркость, но ее можно добавить, причем во многих играх встроена функция прибавки яркости, хотя я сколько играл, никогда яркость не менял: итак все устраивало. Полный цвет, без потерь!

А вот что действительно огорчает - это потеря производительности, о которой мы поговорим позже. А пока что сообщу, что для нормальной игры потребуется видеокарта уровня Radeon HD 5870 и выше, то есть "десятку" (10000 рублей) придется добавить за акселератор.

Чтобы максимально испытать удовольствие от картинки, нужно выбрать расстояние до монитора и садиться, естественно, лучше по центру. Часто бывает, пользователь недоволен тем, что изображения раздваиваются, но в этом не всегда виноваты неправильные настройки стерео-режима - просто человек не так устроился за монитором.

Настройки iZ3D

В комплекте с ZM-M215W драйвер 1.1, который проигрывает бета-версии, выложенной на сайте - iZ3D Driver 1.11B2 от 29 апреля. В нём, что приятно (помимо поддержки новых игр и улучшения работы со старыми), добавлена поддержка русского языка.

Как завелось, при инсталляции нужно указывать на полную установку, и тогда в списке поддерживаемых устройств будет монитор Zalman с его чересстрочным 3D режимом.

Использовать драйвер позволено 1 месяц, Zalmаn нам дарит регистрационный код, навечно продляющий 3D-праздник.

После установки становится доступен iZ3D Control Center с довольно широкими возможностями, например:
- включение/выключение режима 3D в DirectX и OpenGL приложениях;
- возможность менять масштаб и степень сепарации (отклонение двух картинок относительно друг друга);
- возможность сохранять разные настройки для разных игр.

Если какое-то приложение плохо себя чувствует в стерео-режиме, его можно отправить в исключение. Имеет программа и режим мастера настройки, чтобы подстроить 3D картинку так, чтобы не было раздвоений. Интересно, что настройку можно производить с помощью горячих клавиш Num-пада в самой игре, с вызовом этого матера или без него. Для начала лучше не жадничать и устанавливать степень сепарации на минимум, постепенно его расширяя, давая вашим глазам адаптироваться. Уже через месяц игр, смотря на телевизор, вы будете ловит себя на мысли "Ба! какое же все плоское!"

Впечатления от игр

Мы записали ролик, в которой наша ведущая Arina играет и делится своими впечатлениями. Просим вас посмотреть.

 

http://www.youtube.com/watch?v=cSMhbagxHHY

Тестирование

Системная плата: ASUS Rampage II Extreme (LGA1366, BIOS 1802)
Процессор: Intel Core i7-920 @ 4,3 ГГц
Видеокарта: GeForce GTX 470 ОС: Windows Vista (SP2, 32 bit)
Настройки: 1920х1080, 2X AA, максимальное качество картинки
Результаты теста: (будет чуть позже).

Итоги

Zalman ZM-M215W, с точки зрения практика, - модель новая, требующая времени, чтобы посмотреть, а так ли хорошо будут поддержаны игры или нет. То есть надо, по-хорошему, переждать несколько лет, а лишь потом выбрать продукт от Zalman, если будет эта самая поддержка и цена вполне себе конкурентоспособная или взять другой продукт, который монополизировал рынок.

Этот монитор купят немногие, однако, учитывая число энтузиастов, вряд ли можно сомневаться, что продажи будут низкими. Покупатели могут быть:
1) альтернативщики, которые не любят любых монополий;
2) фанаты видеокарт ATI (естественно не все, а которые относятся к первой группе. А ATI сейчас на взлете;
3) поклонники марки Zalman;
4) любители новинок.

Поиграть есть во что: фильмы и записи матчей, клипов, выступлений и т.п. в 3D тоже не за горами. Пожелаем этой альтернативе удачи. Львиная доля успехов зависит от драйверов. Будут драйвера - будет во что поиграть. Но вот что скажем точно: рассмотренные нами три игры в 3D смотрятся действительно обалденно, это новые ощущения, прикосновение к будущему.